ПРОГРАММА
вступительного испытания творческой направленности
«РИСУНОК»
1. Пояснительная запискаПрограмма вступительного испытания по рисунку в НИУ «МЭИ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и дополнительной общехудожественной подготовки по рисунку, живописи и основам композиции. В ней конкретизируется содержание дополнительного вступительного испытания творческой направленности, условия выполнения экзаменационного задания по рисунку и перечень требований к уровню подготовки абитуриентов.
2. Содержание программы2.1 Форма проведения вступительных испытаний Форма проведения – творческий экзамен.
Экзамен проводится на основе дистанционных технологий.
2.2 Правила проведения вступительных испытаний Общие положенияЦель экзаменаПроверка начальных знаний и умений компоновки предметов в пространстве, а также в изображении простейших форм на основе линейной перспективы и в передаче объема предметов на бумаге с помощью градаций светотени.
Продолжительность испытания – 2 учебных часа (по 45 минут).
Экзамен по рисунку проводится в дистанционной форме.
Объект изображения для вступительного испытания – натюрморт, выставленный самим абитуриентом в домашних условия.
Задание состоит из двух частей:
- Составить натюрморт.
- Выполнить рисунок с составленного натюрморта.
ПримечаниеПримерные образцы работ представлены в пункте 4.
Экзаменационное заданиеОписание постановкиНатюрморт состоит из двух-трех книг (или предметов призматической формы), одной чайной или кофейной чашки, стакана и одного фрукта (яблоко, груша, апельсин и т. п.). Допускается включение других предметов. Вместо книг можно использовать какие-либо коробки (из-под чая, кофе, упаковки от лекарств и т. п.). Минимальное количество предметов – 5, максимальное – 9.
Натюрмортная постановка устанавливается на фоне чистого стола, на чистом подоконнике, фоном может являться гладкоокрашенная ткань.
Содержание задания.Задачи, которые необходимо решить при изображении натюрморта:1. Правильно разместить натюрморт («закомпоновать») в заданном формате листа;
2. Построить призматические объекты и предметы, в основе строения которых лежит принцип тел вращения, на основе линейной перспективы;
3. Нанести светотень для выявления объема предметов;
4. Определить основную разницу в тональной окраске предметов.
Формат изображения: А3.
Материал: бумага, простые карандаши разной степени мягкости, ластик.
2.3. Требования, предъявляемые к экзаменационным работам по рисунку1. Скомпоновать натюрморт в размер листа бумаги А3. Определить масштабность предметов к листу и друг к другу.
2. Определить положение формы в пространстве.
3. Связать основания предметов с предметной плоскостью и построить эти предметы по законам перспективы.
4. Определить локальный тон предметов друг к другу, а также к фону (т. е. какой предмет светлый, какой тёмный).
5. Найти правильное светотеневое соотношение предметов, т. е. определить какие грани у предметов освещены, а какие находятся в полутени. Выявить объем формы предметов, пространственное расположение объектов, входящих в постановку (какой предмет находится ближе, а какой дальше).
3. Требования к уровню подготовки абитуриентовЗнать:- основы линейной перспективы;
- основы композиционного размещения натюрмортной постановки в плоскости листа;
- правила расположения светотеневых градаций на форме, благодаря которым передается объем предмета в рисунке.
Уметь:- произвести отбор предметов для натюрморта и скомпоновать их в пространстве;
- изображать на двухмерной плоскости листа объемные геометрические и бытовые формы, входящие в натюрмортную постановку, линейными и тональными средствами.
- передавать пространственные качества натюрмортной постановки на основе различного акцентирования переднего и дальнего планов.
Владеть:- основами академического рисунка.
- основами композиционных правил в размещении натурной постановки на изобразительной плоскости листа и в пространстве.