ПОСТУПАЮЩИМ

ПРОГРАММА

вступительного испытания творческой направленности

«ПОРТФОЛИО»


1. Пояснительная записка
Программа вступительного испытания «Портфолио» в НИУ «МЭИ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и дополнительной общехудожественной подготовки по рисунку, живописи и основам композиции. В ней конкретизируется содержание дополнительного вступительного испытания творческой направленности «Портфолио».

2. Содержание программы
2.1 Форма проведения вступительных испытаний
Форма проведения – просмотр творческой папки «Портфолио» и Мотивационного письма.
Экзамен проводится на основе дистанционных технологий.

2.2 Правила проведения вступительных испытаний
Общие положения
Цель экзамена
Проверка начальных знаний и умений в изобразительном искусстве и дизайне, выявление художественного кругозора и способностей к дизайнерскому мышлению.

2.3. Требования, предъявляемые к портфолио
1.Форма портфолио: Портфолио представляет собой PDF-файл с работами или папку с JPEG-изображениями. Портфолио должно иметь титульный лист, разделы, внутреннюю структуру, единое оформление.
2. Содержание портфолио: рисунки, живописные работы, зарисовки, проектные решения, скетчи и т. п.
3. Формат: А4 или вписанный в эти форматы. Например, 20х20, 15х25, 20х40 см. и другие, им подобные.
4. Работы должны быть отсканированы или сфотографированы и давать полное представление об оригиналах.
5. Объем: Количество работ определяет автор (не менее 10). Важно показать лучшие работы автора, раскрывающие его творческие возможности в наиболее выгодном свете.
6. Структура портфолио должна быть представлена в виде разделов, отражающих умения и творческие достижения абитуриента в избранном направлении.
7. Приветствуются разнообразие и оригинальность представленных материалов. Например: рисунок, живопись, композиция, графика, проектирование, фотография, роспись и подобные разделы по выбору автора. Раздел с работами по живописи и рисунку обязателен.
8. Желательно, чтобы визуальные материалы снабжались подписями, краткими комментариями, заметками в произвольной форме.
9. Не допускается включение в портфолио копий с произведений, а также чужих работ. В случае обнаружения плагиата в портфолио абитуриент считается не прошедшим творческий экзамен.
10. Не допускается включение в портфолио работ, срисованных с фотографий.

2.3. Требования, предъявляемые к Мотивационному письму
Мотивационное письмо представляет собой краткую характеристику абитуриентом своего понимания профессии. Мотивационное письмо должно содержать три раздела (отвечать на три вопроса):
  1. «Я в профессии»: абитуриент кратко характеризует свое понимание профессии дизайнер и своей будущей роли в этой профессии. Указывает, какая область дизайна ему наиболее интересна, на какой профиль хотел бы поступить в НИУ «МЭИ». Указывает свой уровень подготовки – школа, художественная школа, колледж, на каком направлении / профиле учился и почему выбирает этот же (или другой профиль) в НИУ «МЭИ». Возможно, абитуриент уже работает в сфере дизайна или планирует работать в ближайшее время.
  2. «Моя удачная работа»: абитуриент выбирает наиболее удачную работу из своего портфолио и дает ей развернутую характеристику. Для чего выполнялась работа, какие ставились задачи, какими выразительными средствами они решались, какой смысл вложил автор в работу и т. д. Выбирать работы можно из любого раздела портфолио (проект, живопись, рисунок, композиция и т. д.).
  3. «Что меня вдохновляет». В этом разделе абитуриент рассказывает о художниках, скульпторах, архитекторах, дизайнерах, которые производят на него сильное впечатление, повлияли на него (минимум 3 персоны). Чем именно нравится названная персона, какие именно работы художника производят впечатление и почему и т. д.
Объем мотивационного письма 1 страница в формате Miсrosoft Word.
Шрифт: Times New Roman 14 пт; межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине.

ПРОГРАММА

вступительного испытания творческой направленности

«РИСУНОК»


1. Пояснительная записка
Программа вступительного испытания по рисунку в НИУ «МЭИ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и дополнительной общехудожественной подготовки по рисунку, живописи и основам композиции. В ней конкретизируется содержание дополнительного вступительного испытания творческой направленности, условия выполнения экзаменационного задания по рисунку и перечень требований к уровню подготовки абитуриентов.

2. Содержание программы
2.1 Форма проведения вступительных испытаний
Форма проведения – творческий экзамен.
Экзамен проводится на основе дистанционных технологий.

2.2 Правила проведения вступительных испытаний        
Общие положения
Цель экзамена
Проверка начальных знаний и умений компоновки предметов в пространстве, а также в изображении простейших форм на основе линейной перспективы и в передаче объема предметов на бумаге с помощью градаций светотени.
Продолжительность испытания – 2 учебных часа (по 45 минут).
Экзамен по рисунку проводится в дистанционной форме.
Объект изображения для вступительного испытания – натюрморт, выставленный самим абитуриентом в домашних условия.
Задание состоит из двух частей:
  1. Составить натюрморт.
  2. Выполнить рисунок с составленного натюрморта.
Примечание
Примерные образцы работ представлены в пункте 4.
Экзаменационное задание
Описание постановки
Натюрморт состоит из двух-трех книг (или предметов призматической формы), одной чайной или кофейной чашки, стакана и одного фрукта (яблоко, груша, апельсин и т. п.). Допускается включение других предметов. Вместо книг можно использовать какие-либо коробки (из-под чая, кофе, упаковки от лекарств и т. п.). Минимальное количество предметов – 5, максимальное – 9.
Натюрмортная постановка устанавливается на фоне чистого стола, на чистом подоконнике, фоном может являться гладкоокрашенная ткань.
Содержание задания.Задачи, которые необходимо решить при изображении натюрморта:
1. Правильно разместить натюрморт («закомпоновать») в заданном формате листа;
2. Построить призматические объекты и предметы, в основе строения которых лежит принцип тел вращения, на основе линейной перспективы;
3. Нанести светотень для выявления объема предметов;
4. Определить основную разницу в тональной окраске предметов.
Формат изображения: А3.
Материал: бумага, простые карандаши разной степени мягкости, ластик.

2.3. Требования, предъявляемые к экзаменационным работам по рисунку
1. Скомпоновать натюрморт в размер листа бумаги А3. Определить масштабность предметов к листу и друг к другу.
2. Определить положение формы в пространстве.
3. Связать основания предметов с предметной плоскостью и построить эти предметы по законам перспективы.
4. Определить локальный тон предметов друг к другу, а также к фону (т. е. какой предмет светлый, какой тёмный).
5. Найти правильное светотеневое соотношение предметов, т. е. определить какие грани у предметов освещены, а какие находятся в полутени. Выявить объем формы предметов, пространственное расположение объектов, входящих в постановку (какой предмет находится ближе, а какой дальше).

3. Требования к уровню подготовки абитуриентов
Знать:
- основы линейной перспективы;
- основы композиционного размещения натюрмортной постановки в плоскости листа;
- правила расположения светотеневых градаций на форме, благодаря которым передается объем предмета в рисунке.
Уметь:
- произвести отбор предметов для натюрморта и скомпоновать их в пространстве;
- изображать на двухмерной плоскости листа объемные геометрические и бытовые формы, входящие в натюрмортную постановку, линейными и тональными средствами.
- передавать пространственные качества натюрмортной постановки на основе различного акцентирования переднего и дальнего планов.
Владеть:
- основами академического рисунка.
- основами композиционных правил в размещении натурной постановки на изобразительной плоскости листа и в пространстве.
4. Примеры экзаменационных работ