История преподавания русского языка иностранным учащимся в стенах нашего университета начинается с 1946 года. В этом году Москва принимала первую группу иностранных студентов, которые должны были получить высшее образование в СССР.
Первыми приехали болгары, за ними группа из Чехословакии, затем - большая группа из Румынии. Всех приехавших разделили по профилям: «гуманитариев» принял МГУ, а «технари» пришли в МЭИ. После образования в 1949 году КНР и ГДР появились представители этих стран.
Сначала с иностранными студентами работали приглашенные преподаватели, в основном, это были преподаватели филфака МГУ. А затем, в 1951 году, при кафедре иностранных языков была создана специальная секция, которую по совместительству возглавила тогдашняя заведующая кафедрой Маргарита Васильевна Гумилева. Секция просуществовала до 1955 года, когда была образована самостоятельная кафедра русского языка.
Некоторое время кафедрой руководил Владимир Иванович Носаль, а после первого конкурса на должность заведующего была избрана Раиса Васильевна Роговина, которая и стала первым руководителем нашей кафедры. В этой должности она проработала 17 лет. С 1973 года кафедрой руководила Людмила Александровна Науменко. Она проработала в этой должности 23 года. С ее именем связано становление преподавательского коллектива как созвездия классных профессионалов. В этот период кафедра приобретает всесоюзную известность в кругах специалистов, становится базовой кафедрой Минвуза СССР, который организует здесь практику факультета повышения квалификации преподавателей РКП, практику студентов МГУ (где в это время появляется отделение «Русский язык как иностранный»), Л.А.Науменко много ездит по стране, консультируя молодых коллег на вновь созданных кафедрах РКИ, участвует в различных инспекционных комиссиях министерства. Именно на этот период приходится расцвет творческой деятельности преподавателей, создание ряда учебных пособий, которые были очень популярны в среде специалистов в те годы.
С приходом Людмилы Александровны началось интенсивное использование технических средств обучения. Первый лингафонный кабинет фирмы «Tandberg», купленный на деньги, заработанные во время проведения семинара для стажеров из Франции в 1972 году, был, пожалуй, единственным оборудованием такого рода во всей Москве и вызывал зависть у наших коллег.
В 70-е годы в нашем институте обучалось около полутора тысяч иностранных студентов, аспирантов и стажеров. В это время кафедра русского языка МЭИ была одной из самых крупных в бывшем СССР (если быть более точным, то после МГУ, ЛГУ и УДН она была четвёртой). Здесь работали 46 преподавателей.
По понятным причинам кафедра русского языка имеет самое непосредственное отношение к подготовке всех иностранных специалистов МЭИ. В этой огромной работе, проделанной всем коллективом института, есть и наш вклад. Причем речь идет не только о преподавании русского языка. Преподаватели нашей кафедры традиционно и активно участвовали в интерработе института - воспитательной и культурной работе с иностранными учащимися. Кураторы иностранных студенческих групп, организаторы интернациональных вечеров и недель дружбы, организаторы экскурсионных и культурных программ для иностранных учащихся - все это были, как правило, преподаватели нашей кафедры. Кафедральная молодежь в течение многих лет составляла костяк актива интернациональных лагерей нашего института. Все иностранные выпускники МЭИ всегда с большой теплотой отзываются о нашей кафедре. И сейчас, по прошествии многих лет, время от времени на кафедру приходят уже солидные иностранцы, многие из которых в своих странах занимают высокие посты, чтобы встретиться со своими старыми преподавателями и еще раз выразить свою благодарность. Это, конечно, очень приятно. Среди выпускников МЭИ разных лет Председатель Госсовета КНР Ли Пен, Президент Румынии Ион Илиеску, министры энергетики Болгарии и многие другие.
Когда количество иностранцев в институте резко уменьшилось, в преподавательском штате кафедры осталось 20 преподавателей. Однако работа не прекращается, но заметно изменился ее характер.
В институте стали прорабатываться и апробироваться новые формы работы с иностранными учащимися. В этой связи нельзя не сказать о создании в 1991 году собственного подготовительного факультета.
Справедливости ради нужно отметить, что мы и раньше работали с дебютантами, однако эта наша деятельность была более ограничена и касалась подготовки иностранных аспирантов, а это, конечно, «штучный товар».
С 1986 года на кафедре существуют курсы для всех иностранцев, желающих в той или иной форме изучать русский язык. Сначала это были ежегодные семинары для студентов различных университетов США, которые удалось организовать при содействии Американского совета преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ). Эта программа особенно интересна тем, что она была первой в МЭИ и, возможно, в СССР, так как осуществлялась на основе собственного контракта между советским вузом и зарубежной организацией. Одновременно с нами аналогичные программы были открыты и в других институтах Москвы, однако контрактные (финансовые) отношения с партнёром были только у нас. Эта программа была также пионером в заработке собственных валютных средств, которые приносила советскому вузу (в данном случае МЭИ) учебная деятельность. Сегодня это стало в порядке вещей, а тогда мы были первооткрывателями на пути коммерциализации учебной деятельности. На волне перестройки множество американских студентов буквально кинулись изучать русский язык. В период с 1986 г. по 1993 г. через наши руки прошло около трёхсот студентов из США. Как правило, они не были представителями технических вузов. Филологи, политологи, биологи, историки, экономисты – все они хотели изучать русский язык, чтобы затем с его помощью найти работу в Америке или в России. Некоторые из них сейчас работают в Москве в различных фирмах. Иногда заходят в гости, чтобы вспомнить о нашем семинаре. Но мода проходит, да и политическая ситуация существенно изменилась. В 1993 году АСПРЯЛ закрыл большинство своих программ изучения русского языка в Москве.
За шесть лет работы мы не только приобрели бесценный опыт в организации и проведении подобных семинаров, но и заработали приличные деньги, что позволило оснастить кафедру и другие подразделения МЭИ современной учебной и организационной техникой. Конечно, это потребовало значительных финансовых затрат (один только лингафонный класс германской фирмы ASC, оборудованный аудио-видео- компьютерной техникой обошёлся нам в 70 000 долларов), однако на нашей кафедре всегда активно использовались технические средства обучения и мы всегда понимали, что в вопросах технического оснащения и обеспечения учебного процесса скупиться не надо.
В 90-е годы на курсах русского языка для иностранных граждан обучались стажеры из различных стран мира. У нас обучались представители США, Канады, Англии, Франции, Германии, Испании, Финляндии, Швеции, Японии, Китая, Вьетнама, Ирана, Эквадора, Перу, Колумбии, Бразилии и даже из Новой Зеландии. В течение ряда лет к нам приезжали студенты из университета г.Зальцбурга (Австрия). 28 студентов этого университета в разное время и сроки прошли у нас языковую стажировку и получили соответствующие сертификаты. Отрадно, что многие наши ученики повторяют занятия и приезжают к нам вторично. Например, нашему стажеру из Японии господину Сэйити Наканами (солидному и уже немолодому человеку, профессиональному переводчику, сотрудничающему с различными японскими фирмами в России уже более 30 лет) так понравилась наша работа с ним в области совершенствования его русского языка, что он в течение 8 лет год за годом продлевал свой контракт с нашей кафедрой. Весной 1998 года в течение 6 недель у нас работал семинар для студентов госуниверситета штата Айова (США).
С 2006 года ежегодно кафедра проводит масштабное мероприятие – Олимпиаду по русскому языку для иностранных учащихся. С 2009 года Олимпиада проводится в открытом формате. Так кроме студентов и аспирантов нашего университета в ней участвуют представители восьми московских вузов нефилологического профиля (РГАУ МСХА им. К.А.Тимирязева, МГУЛ, МТУСИ, МИСиС, МГСУ, МГТУ ГА, НИЯУ МИФИ и его филиал в г.Обнинске.). Иностранные учащиеся соревнуются в чтении стихов и исполнении песен русских и советских авторов. Олимпиада пользуется большой популярностью среди иностранцев нефилологических вузов Москвы. Количество участников постоянно растёт. Конкурсные выступления продолжаются в течение всего учебного дня и проходят в Большом актовом зале при скоплении большого количества зрителей.
Сегодня в деле преподавания русского языка как иностранного наметились серьезные перемены. Это, в первую очередь, вызвано решениями нашего министерства, принятыми в последнее время. По аналогии с известным тестом по английскому языку для иностранцев (TOEFL - Test of English as Foreign Language), который является совершенно обязательным для любого иностранца, желающего обучаться в США, специалистами МГУ, РУДН, ИРЯП им.А.С.Пушкина и СПбГУ разработан и опробован тест по русскому языку как иностранному (ТРКИ - TORFL). С 1998 года приказом нашего Министерства введено тестирование для иностранных студентов и аспирантов, поступающих в учебные заведения России на контрактной основе. Государственное тестирование проводится и для учащихся, приезжающих в Россию по государственной линии. Создана специальная структура, координирующая и контролирующая этот процесс. Тест представляет собой многоуровневое исследование знаний студента по всем видам речевой деятельности. На нашей кафедре проводятся тестовые экзамены для лиц, желающих получить гражданство РФ и тестирование трудовых мигрантов. Тестирование - это очень серьезная и трудоемкая работа, которая занимает немало времени.
С 2001 года в нашем университете появилась первая группа студентов из Мьянмы. Сегодня это самая многочисленная национальная группа среди всех наших иностранных учащихся. Некоторое время (2004-2011 гг.) наше общежитие даже не могло обеспечить их проживание и пришлось большую группу учащихся подготовительного факультета отправить в наш филиал в г.Смоленске. Это потребовало проведение большой работы по специальной подготовке смоленских коллег, обеспечению им стажировки на нашей кафедре, методического обеспечения и т.д. Мы принимали также активное участие в создании в 1999 году и последующем функционировании Российско-монгольского института при университете г.Улан-Батор (Монголия), а в 2013 мы участвовали в открытии и методическом обеспечении Филиала нашего университета в г. Душанбе (Республика Таджикистан).
Наличие в университете иностранных учащихся является одним из пяти ключевых показателей функционирования национального исследовательского университета, поэтому работа кафедры русского языка в стенах нашего университета является важной составной частью учебного процесса.
Осознавая свое место в общей структуре образования как иностранных, так и российских учащихся в МЭИ, кафедра русского языка планирует и дальше развивать свои образова- тельные программы, искать новые формы и финансовую основу для привлечения молодых перспективных кадров и совершенствования методической работы преподавателей.